КОРАБЛИ-ПРИЗРАКИ: МИФЫ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
КУДА ДЕВАЛИСЬ КОМАНДЫ КОРАБЛЕЙ-ПРИЗРАКОВ?
От одного моряка к другому на протяжении многих сотен лет передаются легенды о таинственных кораблях, покинутых своими командами при странных обстоятельствах. Долгие годы эти корабли-призраки бороздят Мировой океан под управлением призрачной команды.
Зачастую команды кораблей просто погибали по различным вполне объяснимым причинам:
- Замерзали во время полярных переходов. В далекие времена парусного флота среди снежных торосистых равнин и айсбергов, под тусклым небом Арктики странствовали полярные "Летучие голландцы". Обледенелые, в саване туманов, бороздили они ледяной простор по воле ветров и течений. Целыми десятилетиями дрейфовали иногда в белых пустынях вмерзшие в лед корабли призраки. Эскимосам-охотникам, китобоям и полярным исследователям не раз случалось видеть в морозной мгле их призрачные контуры...
- Умирали от болезней во время эпидемий или заразившись в далеких странах неизвестной болезнью. В XVI-XVIII веках санитарное состояние судов было крайне низким. Трудно сказать, что наносило больший урон мореплаванию - эпидемии или кораблекрушения. Британское Адмиралтейство ввело суровые законы против "кораблей чумы". Начиная с 1701 года ни одно судно не могло войти в английский порт без карантина. Если после специального досмотра оказывалось, что на корабле есть заболевший чумой, капитан должен был немедленно выйти в открытое море. Эти законы соблюдались с твердостью, которая порой граничила с жестокостью. В 1730 году в Смирне вспыхнула эпидемия чумы. Корабли "развезли" ее чуть ли не по всем портам Средиземного моря. В Лондоне стало известно, что из Мессины к берегам Англии направляется "чумное" голландское судно. Когда оно подошло к Плимуту, навстречу вышла английская эскадра и дала залп. Получив несколько пробоин, несчастный корабль вынужден был уйти в Атлантику. Известна трагическая история другого голландского судна, которое в 1773 году зашло в один из средиземноморских портов, чтобы пополнить запасы воды и провизии. Когда корабль уже был на рейде, портовые власти узнали, что на его борту от чумы умерли капитан и четырнадцать матросов. Судну приказали немедленно выйти в море. Оно взяло курс на Тунис. Но весть о страшном "голландце" уже разнеслась по всему Средиземноморью. Тунисский порт оказался для него тоже закрытым, Тщетными оказались и попытки 23 оставшихся в живых моряков войти в Неаполитанский залив. Отверженное судно не подпускали на пушечный выстрел. Особенно боялись его французы, у которых еще свежо было воспоминание о том, как полвека назад от чумы, занесенной каким-то кораблем, умерла половина жителей Марселя. Без воды, без пищи один за другим погибали голландские моряки на борту обреченного судна. Наконец оно вышло в Атлантический океан. Впоследствии "чумной корабль" не раз встречали у Азорских островов. Никем не управляемый, он несся под всеми парусами к неотвратимой судьбе корабля-призрака. В XVII-XVIII веках таких случаев было немало и корабли-призраки часто встречались на горизонте. Из "Летучих голландцев" можно было составить целый флот.
- Становились жертвами пиратов и штормов...
- Умирали от голода и жажды, заблудившись в просторах океана...
Но иногда происходят вообще необъяснимые явления... Команды кораблей-призраков пропадают бесследно и беспричинно, бросая корабль со своим грузом и своими вещами на произвол судьбы...
Куда же исчезают люди с «летучих голландцев»?
- Выбросы метана или какого-то другого газа. Они периодически происходят в разных местах Мирового океана. Поднявшийся со дна огромный пузырь ядовитого газа может накрыть корабль, вызвать галлюцинации у экипажа и пассажиров или просто заставить покинуть корабль.
- Гигантские одиночные волны. Точного механизма их возникновения никто не знает. Но известно, что такая волна высотой 30 и более метров может появиться при совершенно спокойной погоде и смыть людей за борт.
- Отравление какими-то морепродуктами. Некоторые исследователи настаивали на версии отравления «сонными рыбами», в мясе которых содержатся галлюциногены. Галлюцинации, вызванные такими отравлениями, как правило, носят характер кошмаров. Часто людям мерещится объятый пламенем океан, их охватывает страх и непреодолимое желание покинуть это страшное место. В панике они спускают на воду шлюпки и исчезают в безбрежных океанских просторах.
- Массовое помешательство под воздействием ультразвука. В середине 1930-х годов академик В. Шулейкин выдвинул любопытную теорию возникновения инфразвуковых колебаний в океане при штормах и сильных ветрах. Неслышный человеческому уху инфразвук способен оказывать мощное воздействие на подсознание. Даже при инфразвуке небольшой мощности многие люди чувствуют беспричинную тревогу, страх, могут потерять сознание, сойти с ума, в панике покинуть корабль или просто выброситься за борт.
Старинные корабли
Впервые корабль-призрак появился в 1500 году во время шторма у мыса Торментозы. И был он не голландцем, а чистокровным португальцем. Не пытайтесь отыскать Торментозу даже на самых пoдробных современных географических картах. Этого названия больше не существует. Зато всем известен мыс Доброй Надежды - выдающийся в море скалистый полуостров на крайнем юге Африканского континента. В XV веке, стремясь найти морской путь в Индию, португальские мореплаватели не раз пытались обогнуть Африку с юга. Но им мешали сильные встречные ветра, длительные шторма и господствующие в этих водах туманы. Первым взял роковой рубеж португалец Бартоломео Диаш. В августе 1487 года три корабля под его командованием отправились из Лиссабона в заветную "Страну пряностей", как тогда говорили об Индии. Близ 33-го градуса южной широты, у залива Святой Елены, поднялся сильный ветер. Боясь, что суда разобьются о прибрежные скалы, Диаш вывел их в открытый океан. Ветер перешел в шторм, и португальцы потеряли берег из виду. Страшная буря трепала корабли, относя их к югу. Когда океан несколько успокоился, Диаш приказал взять курс на восток. На судах начался ропот: потеряв надежду на спасение, моряки требовали возвращения домой. Но Диаш поклялся "всеми дьяволами", что обогнет этот проклятый мыс... Несколько дней корабли шли на восток, но потерянный берег все не показывался. Тогда Диаш повернул корабли на север, и, достигнув наконец широкой, открытой бухты, он был вознагражден: берег плавно поворачивал на северо-восток... Его корабли все же миновали "проклятый мыс" и вошли в Индийский океан, который до той поры считался замкнутым морем. Измученные долгими скитаниями в океане, его матросы все же взбунтовались и отказались плыть дальше. Диаш вынужден был уступить. Корабли повернули обратно, так и не добравшись до Индии. Идя на запад вдоль южной оконечности Африки, Диаш увидел далеко выступающий в море мыс. В память о пережитом двухнедельном шторме португальский мореход назвал его Кабо Торментозой мысом Бурь. В декабре 1488 года Бартоломео Диаш вернулся в Лиссабон. Король Жуан II, выслушав доклад мореплавателя, приказал переименовать Кабо Торментозу в мыс Доброй Надежды - теперь уже реальной - надежды добраться морским путем до Индии. Через десять лет. в 1498 году, это осуществил другой португалец - Васко да Гама. Так же, как и Диашу, ему с большим трудом удалось обогнуть "проклятый мыс". Обласканный королем, Васко да Гама дожил свои дни в величии и славе. Судьба же Бартоломео Диаша оказалась поистине трагичной. По возвращении в Лиссабон его спутники шепотом рассказывали о своем несчастном плавании. На набережных порта распространился слух, что Диаш проклят Богом и обречен навечно плавать у Торментозы. Не прошло и двух лет, как эти слухи "материализовались". 29 мая 1500 года, во время очередной экспедиции, корабль Бартоломео Диаша пропал без вести у мыса Бурь... Гибель Диаша в воображении людей превращается в "исполнение воли Божьей". Возвращающиеся из Индии португальские моряки клянутся, что видели во время шторма у мыса Доброй Надежды его судно. Так появляется первый в истории корабль-призрак...
«Летучий Голландец»
Летучий голландец» (англ. The Flying Dutchman) — легендарный парусный корабль-призрак. Первая информация о корабле встречается в 1700-е годы в книге Джорджа Бэррингтона «Путешествие к гавани Ботани». Легенда гласит, что в 1641 голландский капитан Ван дер Декен (или, по некоторым версиям, Ван Страатен), возвращался из Ост-Индии и вёз на борту молодую пару. Капитану приглянулась девушка; он убил её суженого, а ей сделал предложение стать его женой, но девушка выбросилась за борт. При попытке обогнуть мыс Доброй Надежды корабль попал в сильный шторм. Среди суеверных матросов началось недовольство, и штурман предложил переждать непогоду в какой-нибудь бухте, но капитан застрелил его и нескольких недовольных, а затем поклялся, что никто из команды не сойдёт на берег до тех пор, пока они не обогнут мыс, даже если на это уйдёт вечность. Этим Ван дер Декен, слывший страшным сквернословом и богохульником, навлёк на свой корабль проклятие. Теперь он, бессмертный, неуязвимый, но неспособный сойти на берег, обречен бороздить волны Мирового Океана до Второго Пришествия. Хотя, по некоторым версиям, у него есть шанс обрести покой: раз в семь лет Ван дер Декен может вернуться на землю и попытаться найти ту, что добровольно согласится стать его женой. В морских поверьях встреча с «Летучим голландцем» предвещала несчастье или гибель. Образ «Летучего голландца» был весьма популярен в искусстве XIX века.
Есть и другой, вполне реальный прецедент "Летучего голландца". В 1770 году на одном из кораблей вспыхнула эпидемия неизвестной болезни. Находясь в окрестностях Мальты, моряки попросили убежища в местном порту. Власти отказали из соображений безопасности. Подобным же образом поступили порты Италии и Великобритании, обрекая обитателей корабля на медленное умирание. В конце концов судно действительно превратилось в плавающий остров с грудой скелетов на борту.
Интересно, что с "Летучим Голландцем" чуть было не встретился один из представителей английской королевской семьи. 11 июля 1881 года британский корабль "Вакханка", на борту которого находился юный принц в качестве курсанта-гардемарина, встретил корабль-призрак. Волею судеб принцу было суждено прожить еще долгие лета и стать королем Георгом V. А вот матрос, стоявший в тот роковой день на дозоре, вскорости свалился с мачты и расшибся насмерть.
Но самое потрясающее во всей этой истории состоит в том, что легендарный корабль встречали даже в 20 веке! Так, в марте 1939 года его присутствие воочию наблюдало множество южно-африканских купальщиков. Это событие задокументировано, так как в тот день о нем писали все газеты.
«Октавиус»
Пожалуй, самой знаменитой после "Летучего Голландца" является история "Октавиуса". В 1775 году китобойное судно "Геральд" натолкнулось на корабль "Октавиус", которое дрейфовало вдоль побережья Гренландии. Члены экипажа "Геральда" взошли на борт "Октавиуса", но обнаружили замерзшие тела команды и пассажиров. Было жутко от того, что все тела сохранились практически в том же состоянии, в каком они были на момент смерти. Капитана корабля нашли в его каюте возле журнала, в котором было указано, что английское торговое судно "Октавиус", возвращавшееся из Китая в 1762 году, сделало попытку следования по Северо-Западному проходу. Этот проход успешно никем не пересекался вплоть до 1906 года. "Октавиус" и замороженные тела его команды, очевидно, завершили переход, дрейфуя среди пакового льда в течение 13 лет. Согласно легенде капитан поспорил, что быстро вернется в Англию по Восточному пути, но корабль застрял во льдах.
«Леди Лавибонд»
Капитан трехмачтовой шхуны «Леди Лавибонд» Симон Пил только что женился. Несмотря на старые приметы моряков о том, что женщина на корабле к несчастью, он рискнул взять с собой жену, и отправился 13 февраля 1748 года в Опорто. Интересно, что его первый помощник тоже был влюблен в его жену и от ревности и злости убил рулевого и повел корабль прямо на песчаную отмель. Леди Лавибонд затонула, потянув за собой всех, кто был на борту. Как гласит легенда, после кораблекрушения судно появляется возле берегов Кента каждые 50 лет.
Во время первого появления этого корабля-призрака в 1798 году его, как сообщают, видели команды, по меньшей мере, двух судов. Призрак выглядел настолько реально, что капитан корабля береговой охраны "Эденбридж" думал, что его судно вот-вот с ним столкнется. В 1848 году корабль-призрак опять появился, и его гибель выглядела так реально, что моряки из Дила подумали, будто на самом деле происходит кораблекрушение. Они вышли в море на шлюпках разыскивать уцелевших, но не нашли ни людей, ни каких-либо следов кораблекрушения. "Леди Лавинбонд" появлялась в 1898, 1948 и 1998 годах. Следующие ее появления ожидают 2048 году.
Гудвинские Пески сгубили чуть ли не больше кораблей, чем Бермудский треугольник. Рядом с «Леди» на дне покоятся еще два военных корабля.
"Си Берд"
В 1750-х "Sea Bird" было торговым бригом под командованием Джона Хаксхэма. В июле 1850 году парусник "Си Берд" был обнаружен идущим на всех парусах к посёлку Истонс-Бич на берегу штата Род-Айленд. На мелководье судно остановилось. Поднявшиеся на борт люди обнаружили кипящий кофе на плите камбуза, расставленные тарелки на столе в салоне и дрожащую от страха собаку в одной из кают. Груз (древесина и кофе из Гондураса), навигационные приборы, карты, лоции и судовые документы были на месте. Последняя запись в вахтенном журнале: "Вышли на траверз рифа Брентон". Ни одного человека на борту парусника не было. Единственные живые существа, которые были обнаружены на борту, были кошка и собака. Экипаж загадочным образом исчез. Изложение истории судна был записано в Уилмингтоне, штат Делавэр и попало в новости издания Sunday Morning Star в 1885. Тщательно проведённому расследованию не удалось установить причину исчезновения экипажа корабля.
«Мария Целеста»

Бригантина «Мария Целеста»
"Мария Целеста" - пожалуй, одно из самых известных судов-призраков. Его загадочная и курьезная история до сих пор не дает покоя многим любителям морских приключений.
Эта бригантина, водоизмещением 282 тонны и длинной в 31 метр, изначально носила прозвище "Амазонка" и считалась проклятой с того самого дня, как ее первый капитан Роберт Маклеллан, сын одного из владельцев корабля, заболел пневмонией через девять дней после принятия командования кораблем и умер. Позже корабль столкнулся с рыбацкой лодкой, а во время ремонта пострадал от пожара. Судно сменило название, но не судьбу: новоявленная Мария Селеста пропала на океанских просторах в 1872 году.
Спустя месяц 5 декабря 1872 г. бригантину обнаружили, плывущую по Атлантическому океану, в исправном состоянии, с поднятыми парусами, но без экипажа. Когда моряки с других суден поднялись на его борт, то не обнаружили ни команду, ни журнала капитана, ни шлюпок. Признаков борьбы на корабле также не было, а вещи матросов (включая деньги и ценности) были на своих местах, детские игрушки - на полу, груз спирта (1701 баррелей) и полный запас еды (на 6 месяцев) - в трюме. Поэтому версия пиратов была исключена. Примечательно, что судно и груз были застрахованы на 46 000 долларов.
Дело "Марии Целесты" остается загадкой по сегодняшний день. Примечательно, что наиболее вероятной версией посчитали воздействие на экипаж паров, просочившихся из бочек с алкоголем. Девять из 1701 бочек были найдены пустыми. Они были изготовлены из красного дуба, более пористого, чем белый дуб, из которого были изготовлены все остальные бочки.
Судно получило дурную славу и в последующие 13 лет поменяло 17 собственников. В итоге 3 января 1885 года с целью совершения страхового мошенничества, последний капитан и владелец Г. К. Паркер умышленно направил его на скалы в Гаити. На борту корабля был груз ботинок и корма для кошек, застрахованных на сумму, значительно превышающую их стоимость. К сожалению для Паркера, судно не затонуло, и тогда он его поджог. Однако, инспекторы обнаружили попытку мошенничества и Паркер был арестован.
Современные суда
«Байчимо»

Корабль-призрак "Байчимо"
Байчимо построили в 1911 году в Швеции. Торговое судно перевозило шкуры по северо-западу Канады. В 1931-м во время рейса корабль застрял во льдах, через неделю лед под судном треснул, и морякам удалось продолжить путь. Но через 8 дней история повторилась. Экипаж сошел на берег, решив дожидаться оттепели. Спустя месяц, моряки вернулись к месту, где застряло судно, но «Байчимо» исчез. Команда решила, что судно затонуло. Через неделю береговая охрана сообщила, что судно видели в 45 милях от лагеря команды, и оно снова застряло во льдах. Компания «Гудзонов Залив» - хозяин «Байчимо» - приняла решение оставить его, так как судно было сильно повреждено. Но «Байчимо» снова освободился из плена и бороздил воды Берингова пролива еще 38 лет. Последний раз судно видели в 1969 году возле Аляски.
«Ourang Medan»

Голландское грузовое судно "Ourang Medan"
В июне 1947 года несколькими кораблями, находящихся в Малаккском проливе, что между берегами Суматры и Малайзии, был принят тревожный сигнал бедствия «SOS» от голландского грузового судна «Оurang Medan». «Все офицеры, в том числе и капитан, находящиеся в рубке и капитанском мостике, мертвы». После серии не определяемых сигналов азбуки Морзе воцарилась полная тишина в эфире…
Поднявшись на борт судна, спасатели обнаружили повсюду на палубах трупы голландского экипажа с расширенными от ужаса глазами. Члены поисковой партии отметили, что в недрах трюма ощущался жуткий холод, хотя температура на улице была около 43 градусов по Цельсию. На телах не было обнаружено никаких следов травм или постороннего воздействия. Так же не было найдено никаких повреждений корпуса судна. Капитан спасательного судна «Silver Star» принял решение закрепить судно «Оurang Medan» на буксировочном тросе и транспортировать его в ближайший порт. Но как только трос был натянут в рабочее положение, как над палубой «Оurang Medan» появились зловещие клубы дыма, идущие явно из трюма. Едва успев отсоединить трос и отойти на безопасное расстояние, экипаж «Silver Star» стал свидетелем мощного взрыва, который приподнял зловещее судно, а потом утянул в морские глубины…
По одной из версий судно перевозило в своих трюмах цианида калия и нитроглицерин. Этот смертельный груз вполне мог быть причиной не только гибели экипажа, но и последующего разрушительного взрыва.
Параллельно появилась версия, что голландское судно стало контрабандным перевозчиком, а заодно и полигоном для испытания нервно-паралитического газа, или еще более коварного биологического оружия, изготовленного зловещей кучкой японских ученых. Эта дьявольская организация носила скромное название «Отряд 731», ее основал в 1932 году блестящий японский бактериолог по имени Сиро Исии и его сподвижники. Скорее всего, в трюм со смертельным грузом попала морская вода, что вполне могло привести к нарушению целостности упаковки и появлению ядовитых испарений, что и стало причиной смерти матросов. Ну а перевозимый нитроглицерин уже стал причиной взрыва. Такая версия объясняет почему были уничтожены все возможные документы по существованию судна «Оurang Меdan».
Не беремся утверждать какие из приведенных версий правдивы, а какие не очень… Но однозначно что эта непостижимая трагедия судна «Ourang Меdan» и его экипажа остается одной из самых таинственных и совершенно жутких морских загадок XX века.
«Джойта»

Корабль-призрак "Джойта"
Этот корабль был пуст, когда его нашли в южной части Тихого океана в 1955 г. Он направлялся к островам Токелау, когда что-то с ним произошло. Спасательную команду снарядили спустя несколько часов, но корабль обнаружили только через 5 недель. На судне не было ни пассажиров, ни команды, ни груза, ни спасательных шлюпок, а один бок был серьезно поврежден. После более тщательного исследования оказалось, что радиоволна Джойты была настроена на сигнал бедствия, а на палубе нашли сумку врача и несколько кровавых повязок. Никого из команды так больше и не увидели, и тайна не раскрыта до сих пор.
«Хай Эм» (Высокая Цель)

Рыболовецкая шхуна "Хай Эм"
В январе 2003 года у берегов Австралии нашли тайваньское рыболовное судно «Хай Эм» («Высокая Цель»), в трюмах которого находился давно испорченный улов тунца. Никого из 12 членов экипажа на борту не было.
«Тай Цзинь»
В 2008 году в Тихом океане недалеко от Микронезии было обнаружено еще одно идущее своим ходом тайваньское рыболовное судно «Тай Цзинь», пропавшее месяц назад. На корабле имелись явные следы пожара, спасательные шлюпки и плоты отсутствовали. Экипаж в составе 29 человек пропал, их поиски в океане не увенчались успехом.
«Любовь Орлова»

Теплоход "Любовь Орлова"
Популярность корабля-призрака возросла с появлением в социальных сетях фейковых пользователей под именем «Любовь Орлова» / «Lyubov Orlova» и сайта whereisorlova.com, посвященному, впрочем, и другим кораблям-призракам. Фраза же «Где Любовь Орлова?» превратилась в мем и, как говорят, стала печататься на футболках и кружках.
В марте 2016 г. корабль-призрак был вновь замечен дрейфующим в 2,4 тыс. км. от западного побережья Ирландии. Специалисты полагают, что судно движется к берегам Великобритании, куда его подтолкнули недавние штормы. Власти Великобритании готовятся к встрече со знаменитостью.
«Райо ун мару» (Удача рыбака)

Корабль-призрак "РАЙО УН МАРУ"
"Монте Карло"

Игровой зал танкера "Монте Карло"
В феврале 2016 года произошло очень редкое событие - после прилива на американский остров Коронадо выбросило затонувший в 1937 году нефтяной танкер "Монте Карло". В последние годы он служил в качестве плавучего казино и места, где могли обойти сухой закон.
"Монте-Карло" специально был поставлен на якорь в 4,8 километрах от пляжа Коронадо в Сан-Диего, поскольку таким образом находился в международных водах, за пределами государственного и федерального законодательства.
Во время сильного шторма судно оторвалось, дрейфовало и село на мель. Теперь во время сильных отливов или ураганов обнажается остов корабля, и по нему любят гулять туристы.
«MV Alta»

77-метровый грузовой корабль "MV Alta"
В 2020 г. у побережья графства Корк, Ирландия, заметили 77-метровый грузовой корабль "MV Alta", ходящий под флагом Танзании. Об этом пишет Guardian. При этом, как бы странно это не звучало, экипажа на борту судна не оказалось. Представитель береговой охраны предположил, что корабль прибило к берегу из-за шторма "Деннис".
По данным издания, в последний раз этот "корабль-призрак" был замечен полгода назад неподалеку от Африки. Осенью 2018 года также сообщалось о том, что судно проходило к юго-востоку от Бермудских островов. Тогда отмечалось, что корабль, скорее всего, вышел из строя, а членов экипажа спасли. "Корабль-призрак" был отбуксирован в Гайану, но там его угнали, а уже в августе 2019 года его заметили в сердце Атлантики без экипажа.
Яхты и катамараны
«Бель Амика»
В 2006 году, парусную яхту-призрак с названием «Бель Амика» («Прекрасная подруга») обнаружили у берегов Италии возле курортного городка Порто-Ротондо. На борту были запасы пищи и вина, а также карты морей Северной Африки. Но члены команды и пассажиры отсутствовали. Самое удивительное, что яхта с таким названием не была зарегистрирована ни в одной стране. Представители итальянской полиции высказали предположение, что яхта использовалась для контрабанды наркотиков, но никаких запрещенных препаратов на ней не обнаружили. После долгих поисков был найден владелец судна, оказавшийся гражданином Люксембурга. Но он отказался давать какие-либо показания.
«Каз II»

12-метровый катамаран "Каз II"